Время в Баку - 10:40

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

2021 год в зеркале пандемии: упущенные возможности и хрупкая надежда


Несмотря на быструю и своевременную разработку вакцин против COVID-19 годом ранее, в 2021 году коронавирус продолжал мутировать и распространяться по планете. Большинство экспертов видят причину этого в отсутствии эффективного глобального сотрудничества в борьбе с пандемией, сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на Новости ООН.

В ноябре уходящего года стало ясно, что новый штамм COVID-19, обозначенный учеными греческой буквой «омикрон», представляет серьезный повод для беспокойства и распространяется гораздо быстрее, чем доминировавший до этого вариант «дельта». Появление «омикрона» не должно было стать неожиданностью, поскольку эксперты ООН постоянно предупреждали о неизбежности новых мутаций в условиях, когда международное сообщество не смогло гарантировать проведение вакцинации во всех странах мира, а не только в государствах с достатком выше среднего.

В середине декабря на брифинге глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус предупредил, что новый штамм коронавируса распространяется такими темпами, которых ученые не наблюдали ни у одного из предыдущих вариантов. «Лишь сейчас все понимают, что мы недооценивали этот вирус», – отметил он.

Еще в январе 2021 года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш раскритиковал феномен «вакцинного национализма», который заключается в том, что многие страны не желают делиться прививками с другими.

Напомним, что Азербайджан выдвинул ряд инициатив для мобилизации глобальных усилий в борьбе с COVID-19, в том числе и в рамках ООН и Движения неприсоединения. В частности, наша страна не раз публично выражала недовольство так называемым «вакцинным национализмом» и приобретением богатыми странами вакцин в количествах, превышающих их потребности. 18 ноября этого года на третьем комитете Ассамблеи в рамках 76-й сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята резолюция об «Обеспечении равного, своевременного, универсального доступа к вакцинам по приемлемым ценам для всех стран в борьбе с пандемией коронавируса». Резолюция эта была выдвинута от имени государств-участников Движения неприсоединения по инициативе Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в качестве председателя Движения неприсоединения. В качестве соавторов к инициативе присоединились 126 стран-членов ООН.

Специалисты ВОЗ с самого начала пандемии предупреждали, что чем больше времени потребуется для подавления распространения COVID-19, тем выше будет риск появления новых мутаций более устойчивых к вакцинам. Тедрос Гебрейесус назвал неравномерное распределение вакцин «катастрофическим нравственным провалом».

Стремясь поддержать представителей наиболее уязвимых слоев населения, ВОЗ запустила проект COVAX – глобальную инициативу по борьбе с пандемией коронавируса. Правительства развитых государств и частные доноры собрали более двух миллиардов долларов, чтобы гарантировать, что люди, живущие в бедных странах, не останутся в стороне, когда на рынке появятся эффективные вакцины.

Пандемия повлияла на здоровье миллионов людей во всем мире не только напрямую, но и вызвала множество побочных эффектов: коллапс национальных систем здравоохранения, удар по образованию и общее ухудшение психического здоровья. Диагностика и лечение рака были серьезно подорваны примерно в половине всех стран; более миллиона человек лишились основной медицинской помощи при туберкулезе; многие жители бедных стран потеряли возможность лечиться от СПИДа и вовремя проходить тестирование; серьезно пострадала репродуктивная медицина.

Что касается психического здоровья, то особенно тяжело в уходящем году пришлось детям и подросткам. Представители ЮНИСЕФ предупредили в марте, что дети теперь живут в «разрушительной искаженной реальности»: прогресс обернулся вспять практически по всем ключевым параметрам.

Более всего пострадали дети в развивающихся странах: уровень детской бедности, по оценкам ООН, вырос примерно на 15 процентов. Согласно прогнозам, в будущем году еще 140 миллионов детей в этих государствах будут проживать в семьях, оказавшихся за чертой бедности.

Что касается образования, то последствия пандемии в этой сфере были, без преувеличения, разрушительными. 168 миллионов школьников во всем мире с начала пандемии пропустили почти год занятий; каждый третий ребенок не смог получить доступ к дистанционному обучению в период, когда школы были закрыты.

В ЮНИСЕФ убеждены, что закрытие школ должно оставаться крайней мерой. Глава агентства Генриетта Фор заявила в январе, что «не следует жалеть усилий» для того, чтобы дети продолжали посещать школу. «Дети отстают в чтении, письме и основах математики, – отметила она. – Им также не хватает знаний, необходимых в условиях экономики 21 века».

В августе, после летних каникул, ЮНИСЕФ и ВОЗ обнародовали рекомендации по безопасному возвращению в учебные классы, содержащие призыв включать школьный персонал в общенациональные планы вакцинации и проводить иммунизацию всех детей в возрасте от 12 лет и старше.

Несмотря на все провалы и недочеты, 2021 год завершается на позитивной ноте: на специальной сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ в конце ноября страны договорились разработать новое глобальное соглашение о предотвращении пандемий. Признав, что предстоит долгая и кропотливая работа, глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус приветствовал достигнутое соглашение в качестве «повода для столь необходимой сейчас всем надежды».

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА